Суббота, 27.04.2024, 05:40

Schwere SS-Panzer Abteilung 101

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Tiger II


Танк PzKpfw VI «Тигр II»/«Королевский Тигр»

Еще до того как тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» Ausf H1(E) начал поступать в войска, немецкий генеральный штаб выступил с требованием приступить к разработке еще более тяжелой и мощной машины, призванной своим бронированием и вооружением превзойти все, чем располагала или могла бы располагать в обозримом будущем Советская Армия. В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск выдало старым соперникам – фирмам Фердинанда Порше и «Хеншель» – техническое задание, в котором указывались два обязательных условия: броневые листы должны устанавливаться под рациональными углами наклона, а вооружаться танк должен длинноствольной 88-мм пушкой.

Не раздумывая долго, Порше на базе своего прототипа «Тигра» VK 4501(P), не прошедшего в прошлый раз, разработал проект нового танка VK 4502(P) и, будучи полностью уверенным в успехе, приступил к литью башен. Но и на этот раз прогрессивная конструкция с использованием бензоэлектрической трансмиссии была отвергнута военными не только из-за сомнений в ее надежности, но и из-за острого дефицита меди, в большом количестве необходимой для ее производства. Контракт вновь достался концерну «Хеншель». Чтобы добру не пропадать, преждевременно изготовленные 50 башен конструкции Порше со 107-мм броней в лобовой части были установлены на первые серийные танки. Впоследствии конструкторы фирмы «Хеншель» разработали свою собственную башню, более простую в производстве, лучше защищенную и лишенную присущего башне конструкции Порше, впрочем, как и башне танка Т-34, недостатка, а именно «замана», из-за которого снаряды, попадая в нижнюю переднюю часть башни, рикошетировали вниз и без труда пробивали тонкую броню крыши корпуса на ее стыке с башней. Толщина лобовой брони башни конструкции фирмы «Хеншель» достигала 180 мм, бортов и задней стенки – 80 мм, крыши – 40 мм. Такой броневой защиты не имел тогда ни один танк мира!


Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр II» или «Королевский Тигр»

В технических условиях на проектирование особо указывалось на необходимость тесного сотрудничества с фирмой MAN и достижения максимальной унификации деталей и узлов, что позволило бы использовать их при постройке как новых тяжелых боевых машин, так и проектировавшихся тогда танков «Пантера» II (призванных стать продолжением удачного танка PzKpfw V «Пантера»), которые, правда, если не считать двух опытных экземпляров, так и не появились на свет. Это обстоятельство послужило основной причиной задержки серийного производства, начавшегося только в декабре 1943 года.


На первые 50 серийных танков «Королевский Тигр» устанавливали башню конструкции фирмы «Порше» с длинноствольной пушкой калибра 88 мм. Мощное бронирование обеспечивало надежную защиту от противотанковых средств союзников на средних и больших дистанциях.

Новый тяжелый танк, получивший официальное обозначение PzKpfw VI «Тигр II» Ausf В (Sd.Kfz.182), но более известный как «Королевский Тигр», представлял собой чрезвычайно грозную боевую машину. Разработанный для завоевания превосходства на поле боя, он, безусловно, мог при умелом и тактически грамотном использовании обеспечить решение этой задачи, ведь из всех серийно выпускавшихся в годы Второй мировой войны танков он был самым тяжелым, наиболее защищенным и лучше всех вооруженным (такое утверждение, пожалуй, справедливо, поскольку по совокупности характеристик – начальная скорость снаряда, бронепробиваемость, скорострельность – длинноствольная 88-мм пушка «Королевского Тигра» превосходила 122-мм пушку советского танка ИС-2). Правда, за такое превосходство пришлось заплатить большими габаритами, чрезмерным весом и, как следствие, невысокими ходовыми характеристиками. Двигатель, узлы трансмиссии и ходовой части работали на пределе своих возможностей, и поэтому надежность их работы оставляла желать лучшего. Плюс хроническая спешка на стадии проектирования – и в результате некоторая «сырость» и непроработанность отдельных решений и элементов конструкции. Все это не имело решающего значения при ведении оборонительных боевых действий, зато было чрезвычайно важно в наступлении. Но справедливости ради нужно отметить, что к моменту появления «Королевских Тигров» на поле боя немцам было уже не до наступления, и поэтому в целом результаты применения танков этого типа следует признать положительными.


Германские и венгерские солдаты на танке PzKpfw VI «Тигр II»

Тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр II» выпускался только в одном варианте – Ausf В – и в процессе производства модифицировался незначительно. Об использовании башен двух типов мы уже говорили (танки с башней Порше к тому же имели дополнительное оборудование для преодоления водных преград по дну), а из числа других несущественных в принципе изменений упоминания заслуживают лишь внесение ряда усовершенствований в бронирование силового отделения и установка еще более совершенной пушки KwK 43/111 калибра 88 мм с несколько видоизмененной маской.


Надежность работы двигателя и трансмиссии танка «Королевский Тигр», по сравнению с предшественником, снизилась из-за увеличения массы. Также огромной массой танкой было обусловлено высокое удельное давление на грунт

Начиная с ноября 1944 года 20 машин были переоборудованы в командирские танки двух вариантов, оснащенные дополнительным радиооборудованием. При этом их боекомплект уменьшился до 63 выстрелов.


Фотоснимок наступления танков «Королевский Тигр»

Производство «Королевских Тигров» началось на заводе фирмы «Хеншель» в Касселе в декабре 1943 года и продолжалось, не прекращаясь ни на один день даже под жесточайшими бомбардировками союзной авиации, до марта, когда город был захвачен американцами. Всего за это время было выпущено 489 серийных машин (из 1500 заказанных). Интересный факт: на пике производительности полный технологический процесс постройки танка «Тигр II» занимал всего 15 дней – выдающееся достижение, особенно если принять во внимание чрезвычайно сложные условия, постоянные бомбежки и тотальный дефицит всего необходимого.


Немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр II» или «Королевский Тигр»

Первые танки типа PzKpfw VI «Тигр II» небольшими партиями (по 4-5 машин) с февраля 1944 года начали поступать на вооружение тяжелых танковых батальонов вермахта и войск СС. Боевое крещение «Королевских Тигров» на Восточном фронте состоялось 12 августа 1944 года в ходе атаки на польский городок Сташув в районе Сандомирского плацдарма. И вновь, как и в случае с предшественником, первый блин комом. «Королевские Тигры» из состава 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду, устроенную танкистами 53-й гвардейской танковой бригады и приданными ей артиллерийскими частями усиления (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). 501-й батальон был разгромлен и отступил, оставив на поле боя по советским данным 24 подбитых PzKpfw VI «Тигра II», по немецким – 11. В любом случае результат более чем плачевный. Еще три танка были захвачены в совершенно исправном состоянии. Противника снова подвели неоправданное стремление как можно скорее проверить новую боевую технику в деле и нежелание реально оценить и учесть ее слабые и сильные стороны.


Мощная длинноствольная пушка танка «Тигр II» по праву считается лучшим танковым орудием времен Второй мировой войны

Из-за недостаточной мобильности и невысокой надежности танки «Тигр II» мало годились для ведения маневренного боя, однако при грамотных и умелых действиях экипажа они были крайне опасны и могли даже в одиночку принять бой с превосходящими силами противника и уничтожить немалое число вражеских танков, не получив при этом никаких повреждений. Летом 1944 года танки PzKpfw VI «Королевский Тигр» Ausf B пошли в бой и на Западном фронте две роты 503-го тяжелого танкового батальона атаковали танки M4 «Шерман» 148-го танкового полка американской армии. На этот раз результат боя для «Королевских Тигров» оказался куда более достойным. Ввиду отсутствия среди танков западных союзников достойных оппонентов основным средством борьбы с «Королевскими Тиграми» на Западном фронте стала авиация, на которую и приходилась львиная доля уничтоженных танков этого типа. Что и неудивительно, ведь, например, только за один день 17 июля 1944 года на позиции 503-го батальона авиация союзников совершила более 2100 самолето-вылетов.


Учитывая опыт советского Т-34, броневые листы на танке «Королевский Тигр» устанавливались под большим углом наклона

В общем танки «Королевский Тигр» на заключительном этапе войны принимали активное участие в боевых действиях на всех фронтах и за очень короткое время доказали, что в умелых руках являются исключительно грозным оружием и очень опасным противником. В боевой биографии этих машин немало славных страниц. Вот лишь некоторые из них. 12 января 1945 года экипаж лейтенанта Обербаха из 501-го тяжелого танкового батальона за один день боев подбил 12 советских танков и САУ. «Королевский Тигр» унтерфельдфебеля Керхера из состава 502-го батальона 6 апреля подбил 10, а за два последующих дня – еще 14 танков противника. В боях у озера Балатон отличились танкисты 509-го батальона. За один день «Королевские Тигры» оберфельдфебеля Нойгауса и унтерфельдфебелей Кольмансбергера и Бауэра уничтожили соответственно 14, 11 и 9 советских танков и самоходок. Ну а лучшим танкистом-асом, воевавшем на «Тигре II», стал унтершарфюрер Карл Броман из 503-го тяжелого танкового батальона – 66 поверженных танков и самоходных артиллерийских установок противника.


Из-за пониженного содержания дефицитных добавок броня танка «Королевский Тигр» по снарядостойкости уступала броне, применявшейся прежде при изготовлении «Тигров»

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войне, стал именно «Королевский Тигр» – подлинный символ немецких бронетанковых войск, самая смертоносная и грозная боевая машина. Он был взорван в Австрии собственным экипажем 10 мая 1945 года.

 
Тактико-технические характеристики (Ausf B)
Классификация: тяжелый танк
Масса: 69.8 т
Экипаж: 5 человек
Габаритные размеры: длина – 10.286 м,
ширина – 3.755 м,
высота – 3.09 м,
клиренс – 0.485 м
Броня: 150 мм – лоб корпуса,
80 мм – борт и корма,
40 мм – крыша и днище,
80-180 мм – башня,
40 мм – крыша башни
Вооружение: 88-мм пушка KwK 43 L/71, 2х7.92-мм пулемет MG 34
Боекомплект: 72 выстрела,
5890 патронов
Силовая установка: бензиновый двигатель «Майбах» HL 230P45 мощностью 514.85 кВт (700 л. с.)
Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 1.60 м,
стенка высотой 0.85 м,
ров шириной 2.50 м,
угол подъема до 35 градусов
Максимальная скорость: по шоссе 41.5 км/ч
Запас хода: 170 км по шоссе, 120 км по рокаде
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz