Четверг, 18.04.2024, 18:45

Schwere SS-Panzer Abteilung 101

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Pz.Kpfw.VI


История создания и использования

Камуфляж и маркировка Тигров SS sPzAbt101
статья Евгения Музалькова (Evgeniy Muzalkov)






Техническое описание.

Корпус танка "Тигр"

Корпус танка Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1 внутри разделен на три части:
отделение управления,
боевое отделение и
моторное отделение.

Техничское описание танка "Тигр"

Танк "Тигр". Отделение управления.

В отделении управления находятся места механика-водителя и помощника механика-водителя (фактически - стрелка-радиста), разделенные трансмиссией. Здесь же установлены рулевое колесо с гидроусилителем, рычаги управления (используются как аварийный орган управления и стояночный тормоз), стандартное радиооборудование, наблюдательные приборы, курсовая пулеметная установка. В крыше отделения управления имеется два верхних люка.

Место механика-водителя находился слева от продольной оси танка. Справа от сиденья, над трансмиссией, расположена панель приборов. На приборной панели установлены:

  • указатель числа оборотов вала двигателя. максимальное значение шкалы 3500 об/мин. Диапазон шкалы от 1300 до 2500 об/мин окрашен в зеленый цвет (нормальная частота вращения вала), диапазон шкалы от 3000 до 3500 об/мин окрашен в красный цвет (аварийная частота вращения вала)
  • термометр, указывающий температуру воды в радиаторе, диапазон шкалы - от 40 до 120 град.С
  • указатель давления масла, прокалиброван до 12 атм
  • спидометр, прокалиброван до 100 км/ч. В спидометр встроен счетчик километража
  • аварийная лампочка пожарной сигнализации моторного отделения

Слева от механика-водителя на уровне рычага наблюдательного прибора установлен электрический гирополукомпас, помогающий выдерживать направление движения.
Основные органы управления танком "Тигр" - рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза). Перед сиденьем справа установлен рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза (слева - рычаг вспомогательного стояночного тормоза). За сиденьем с обоих сторон - аварийные рычаги управления.

Перед сиденьем, ниже рулевого колеса, в нижней части смотрового блока расположен переключатель зажигания. Непосредственно над зажиганием нахо-
дится ручной штурвальчик привода заслонки смотрового прибора.

Центральная часть отделения управления занята полуавтоматической трансмиссией Майбах OLVAR OG(B) 40 12 16 А. Трансмиссия обеспечивает восемь передач переднего хода и четыре заднего. Трансмиссия снабжена гидравлическим преселектором. Передачи обеспечивают движение на следующих скоростях:

  • 1-я передача переднего хода - 3 км/ч
  • 2-я передача переднего хода - 4,5 км/ч
  • 3-я передача переднего хода - 6 км/ч
  • 4-я передача переднего хода - 9 км/ч
  • 5-я передача переднего хода - 14 км/ч
  • 6-я передача переднего хода - 21 км/ч
  • 7-я передача переднего хода - 31 км/ч
  • 8-я передача переднего хода - 45 км/ч

Четыре передачи заднего хода соответствуют четырем первым передачам переднего хода, но обеспечивают чуть меньшую скорость движения. Двухступенчатый регенеративный механизм управления с гидроусилителем L600C (па некоторых танках H&S L801) обеспечивает управление танком но курсу. Основной орган управления - рулевое колесо. Вращение колеса передается на два многодисковых сцепления, регулирующих вращение ведущих колес. В аварийном режиме управление по курсу осуществляется рычагами. Аварийный режим возможен только при движении с небольшой скоростью. После выключения двигателя рычаги управления часто использовались как стояночные тормоза.

Каждое многодисковое сцепление оборудовано механическими тормозами Аргус. Привод тормозов - от педали или тормозного рычага. В лобовом бронелисте надстройки корпуса имеются проемы под смотровые приборы механика-водителя. Самый большой проем прямоугольной формы закрывается сдвижным (в вертикальной плоскости) бронещитком толщиной 100 мм. Щиток сдвигается по двум вертикальным направляющим, привод - от ручного штурвальчика, установленного внутри отделения управления. В проеме установлен толстый блок из бронестекла. Блок герметизирован резиновой прокладкой. С наружной стороны имеются дефлекторы для отражения бронебойных пуль. Вертикальными дефлекторами служат направляющие сдвижного щитка, еще один горизонтальный дефлектор установлен внизу, функции верхнего горизонтального дефлектора выполняет небольшой козырек, также предохраняющий смотровой блок от заливания водой во время дождя.

При опущенном бронещитке остаются открытыми два небольших отверстия, которые позволяют механику-водителю использовать эпископ KKF-2.
Дополнительно у механика-водителя установлен еще один неподвижный наблюдательный прибор, эпископ, в крышке верхнего люка. Оптическая ось прибора развернута на 30 град, влево от продольной оси корпуса танка. От повреждений эпископ защищает П-образная скоба из стальной полосы толщиной 15 мм. Многие механики-водители считали, что установленного в крышке люка эпископа вполне достаточно для наблюдения за местностью при закрытом бронещитке. На многих снимках "Тигров" военного времени хорошо видно, что отверстия под эпископ KKF-2 заварены.

Сиденье механика-водителя регулируется по высоте и может двигаться взад-вперед.

Верхние люки диаметром 483 мм приподнимаются и сдвигаются в сторону, влево - люк механика-водителя, вправо - люк стрелка-радиста. Крышки снабжены пружинным механизмом, облегчающим их открывание и снижающим вероятность защемления пальцев рук или ног (смотря чем открывать). С оборотной стороны крышек имеются запорные механизмы. Вращением центральной рукоятки люк запирается тремя стальными скобами. Люки снабжены толстыми резиновыми прокладки, в закрытом положении верхние люки водонепроницаемы. Люк стрелка-радиста является зеркальным отображением люка механика-водителя.
Вентилятор отделения управления установлен на крыше между верхними люками стрелка-радиста и механика-водителя над кожухом трансмиссии и защищен бронеколпаком.

За сиденьем механика-водителя находится боеукладка на шесть снарядов к пушке.

Рядом с сиденьем стрелка радиста установлены блоки радиостанции FuG-5. Радиооборудование включает передатчик S.c. 10 мощностью 10 Вт и приемник Ukw.E.e. Диапазон работы радиостанции - от 27,2 до 33,3 МГц. Радиостанция обеспечивает устойчивую двустороннюю связь в радиусе до 6,4 км в телефонном режиме и до 9,4 км в режиме азбуки Морзе. Радиостанция запитана от 12-вольтовой аккумуляторной батареи, смонтированной в коробе размером 312 х 197 х 176 мм. Короб для аккумулятора установлен на одной раме с приемником и передатчиком. Радиостанция комплектуется стандартной 2-метровой штыревой антенной StbAt 2m. Антенный ввод расположен в правом заднем углу крыши боевого отделения.

Все члены экипажа имеют ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. В бою внутренняя переговорная система оказалась очень уязвимой, поэтому в некоторых подразделениях экспериментировали с мотажом на танках световой сигнальной системы, которая позволяла командиру передавать механику-водителю простые команды при выходе из строя интеркома.

Перед креслом стрелка-радиста в лобовом бронелисте надстройки корпуса имеется круглое отверстие под шаровую установку Kugelblende-100 курсового пулемета MG-34. Танковый вариант KwMG-34 известнейшего пулемета периода второй мировой войны имел ленточное питание, предусматривалась возможность демонтажа пулемета и ведения из него стрельбы с двух сошек или с трехсошннкового станка вне ганка. Танковый вариант пулемета снабжался пластиковым прикладом, который чаше всего снимали, чтобы уменьшить длину казенной части для увеличения свободного объема внутри танка.

С орудием спарен пулемет такого же типа, как и установленный у стрелка-радиста. Спаренный пулемет можно снимать для ведения стрельбы вне танка. Сошки к обоим пулеметам хранятся внутри танка. Основное отличие танкового варианта пулемета MG-34 от пехотного -кожух ствола. У пехотного пулемета кожух ствола выполнен с круглой перфорацией, у танкового - с продольными щелями. Кроме того на танковом пулемете нет крепления для сошек в районе дульного среза. Пулемет KwMG-34 вставляется в шаровую установку Kugelblende-100 изнутри, узлы крепления сошек мешали бы поставить пулемет на место или наоборот, снимать его. Крепления для сошек устанавливаются на пулемет после снятия его с танка.

Установка Kugelblende-100 (100 -толщина маски в мм) обеспечивает углы обстрела по вертикали от -10 град, до + 15 град, по горизонтали +/- 5 град. Помимо пулемета в установке смонтирован оптический прицел KZF-2 с 1,8-кратным увеличением. Прицел смонтирован рядом с пулеметом. Казенная часть пулемета сбалансирована спиральной пружиной, одним концом закрепленной на внутренней поверхности крыши отделения управления, другим -на пулемете. Установка Kugelblende-100 снабжена полусферическим головным упором. В крышке верхнего люка стрелка-радиста установлен такой же эпископ, как и в крышке люка механика-водителя, но развернутый на 30 град, вправо от продольной оси танка. Показания приборов механика-водителя стрелок-радист имеет возможность контролировать посредством зеркала.

К курсовому пулемету полагаются два запасных ствола, которые хранятся в стандартном металлическом контейнере на полу справа от сиденья стрелка-радиста. В отличие от металлических контейнеров для лент пехотных пулеметов (рассчитан на 600 патронов), лента к танковому пулемету хранится в матерчатом мешке с металлическим верхом, мешок закрывается металлической крышкой на клипсах. В каждом мешке находится три ленты по 150 патронов. Использованные ленты и пустые мешки полагается выбрасывать из танка, во избежание заклинивания ими механизмов или органов управления. Рядом с местом стрелка-радиста можно разместить 13 мешков, 1950 патронов калибра 7,92 мм. Кроме того, здесь же находится "пехотная" металлическая коробка, предназначенная для стрельбы из пулемета вне танка. Как правило, на танках имелся один контейнер с запасными частями сразу к двум пулеметам, но два комплекта инструментов Ersatz-teilmappe в кожаных чехлах. Такие чехлы пулеметчики-пехотинцы носили на поясных ремнях. В комплект к пулемету входят также асбестовые тряпочки, с помощью которых снимается нагретый при стрельбе ствол при его замене. К каждому пулемету прилагается зенитный прицел и сошки для использования оружия вне танка.

Танк "Тигр". Боевое отделение.

Боевое отделение занимает центральную часть корпуса, от моторного отделения оно отделено противопожарной перегородкой, от отделения управления - стальным арочным экраном. Под фальшполом боевого отделения проходит вал, соединяющий двигатель и трансмиссию. Укладка боекомплекта к 88-мм орудию расположена по бортам корпуса и под фальшполом. По бортам расположены укладки на 16 снарядов каждая, шесть снарядов размещено под полом боевого отделения. От соединительного вала отбирается мощность, которая передается на гидропривод разворота башни. На передней стенке боевого отделения, за местом стрелка-радиста, крепятся контейнер с запасными стволами и аксессуары для спаренного с пушкой пулемета MG-34. Боекомплект к спаренному пулемету хранится на противопожарной перегородке -16 мешков по 150 патронов. 2400 патронов калибра 7,92 мм.

Танк "Тигр". Моторное отделение.

Кормовую часть корпуса занимает моторное отделение с основным двигателем и вспомогательными механизмами, топливными баками, стартером, воздуховодами, топливными и масляными магистралями. На первых 250 "Тиграх" устанавливались двигатели Майбах HL-210Н-30, на остальных - Майбах HL-210H-45. Первые 495 "Тигров" комплектовались воздуховодами для подводного вождения.

Корпус танка впервые в германском танкостроении имеет переменную ширину. Ширина нижней части собственно и есть ширина корпуса. Верхнюю часть пришлось расширить за счет надгусеничных спонсонов для размещения башни с диаметром погона 1850 мм -минимальный диаметр погона, позволяющий установить в башню орудие калибра 88 мм. Размер опорной бронеплиты пола корпуса 4820 х 2100 мм, толщина плиты 26 мм. Толщина бортовых бронеилит варьируется: борта верхней части корпуса 80 мм, корма 80 мм, лоб -100 мм. Толщина бортов нижней части корпуса уменьшена до 63 мм, так как здесь роль дополнительной защиты выполняют опорные катки. Большинство бронелистов корпуса соединяются под прямым углом.

Таким образом, почти все поверхности корпуса "Тигра" или параллельны или перпендикулярны грунту. Исключение составляют верхний и нижний лобовые бронелисты. Лобовой 100-мм бронелист, в котором установлен курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя почти вертикален - его наклон составляет 80 град, к линии горизонта. Верхний лобовой бронелист толщиной 63 мм установлен почти горизонтально - с углом наклона 10 град. Нижний лобовой бронелист толщиной 100 мм имеет обратный наклон в 66 град.

Стыкуются бронелисты методом "ласточкин хвост" ("торговая марка" германских танков), соединяются сваркой.
Стык башни и корпуса ничем не прикрыт - одно из наиболее уязвимых мест "Тигра", которое постоянно подвергалось критике. Толщина крыши корпуса - 30 мм - контрастирует с толстой лобовой броней. По мнению многих танкистов, толщина крыши была явно недостаточной. Многие "Тигры" были потеряны только потому, что осколками снарядов клинило башню. Нa "Тиграх" поздних выпусков для защиты стыка башни и корпуса монтировалось бронекольцо.

В целом бронирование "Тигра" обеспечивало высочайший для своего времени уровень защищенности. С целью повышения боевого духа экипажей тяжелых танков, в учебный центр в Падерборн с Восточного фронта доставили машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжелого танкового батальона. За два дня боев под Ростовом в составе боевой группы "Зандер" танк Цабеля получил 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей. 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76.2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт.

Качество брони высоко оценили англичане, изучавшие трофейный "Тигр". Но мнению британских экспертов эквивалентная по снарядостойкости английская броня будет толще брони "Тигра" на 10-20 мм.
С августа 1943 г. внешние вертикальные поверхности корпуса и башни танка стали покрывать керамическим составом Zimmerit, не дававшим приставать к бронегранатам, оснащенным магнитами. История с циммеритом - еще один анекдот, не уступающий но глубине мысли "железнодорожной" эпопеи "Тигра". Кроме немцев, никто даже не собирался применять в боевых действиях гранаты с магнитным держателем! Нанесение циммерита увеличивало срок изготовления танка на шесть дней. Шесть лишних дней увеличивали вероятность того, что беспомощный танк разбомбит авиация союзников. На фронте же циммеритное покрытие не давало решительно никаких преимуществ. От антимагнитного покрытия отказались только на "Тиграх" самого позднего выпуска.

Более реальным способом увеличить защищенность танка стала навеска на броню запасных гусеничных траков. Траки монтировались как на корпусе, так и по бортам башни. Впервые запасные траки в качестве своего рода накладной брони были использованы в период боев в Тунисе на "Тиграх" из 501-го тяжелого танкового батальона. Траки крепились к нижним частям кормы и лба корпуса, еще по три трака крепилось на лобовом бронелисте надстройки с внешних сторон от курсовой пулеметной установки и oт смотрового прибора механика-водителя. На некоторых танках держатели для траков наваривались на бронелист еще и между курсовым пулеметом и смотровым прибором механика-водителя. Траки от гусеницы "Тигра" в этом случае не годились - слишком широкие, использовались узкие траки от гусениц танка Pz.Kpfw.IV. Использование траков от "четверки" лишний раз говорит о том, что траки выполняли именно роль дополнительной брони и не были "запасными гусеничными траками". Позже африканский опыт был широко применен на Восточном фронте.

Нижний лобовой бронелист корпуса защищался траками также, как и на танках Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Стальной стержень своими концами приваривался между буксировочными крюками. В пространство между бронелистом и корпусом укладывались траки. Обычно здесь размещалось 12 траков, две "связки" по шесть траков.

Первые "Тигры" не имели бортовых надгусеничных крыльев и подкрылков. Это хорошо видно на снимках прототипов и машин, захваченный Красной Армией под Ленинградом. На "Тиграх" 501-го тяжелого танкового батальона всегда имелись крылья и подкрылки и закрепленными вблизи обрезов резиновыми фартуками. На предсерийных машинах, первыми попавшими на Восточный фронт, стояли узкие передние подкрылки, как на прототипе VK3601(H). Первые серийные танки получили широкие подкрылки. состоявшие из двух частей: неподвижной по ширине транспортных гусениц и откидной. Откидная часть крепилась на петлях вдоль неподвижной. С откинутой частью ширина подкрылка равнялась ширине боевой гусеницы.

На «Тиграх» из 501-го тяжелого танкового батальона устанавливались подкрылки иного типа. Весь подкрылок мог откидываться вверх вдоль корпуса тапка. Судя по фотографиям такие передние подкрылки были только на "Тиграх" из s.Pz.Abt. 501.
Вдоль нижней кромки внешней поверхности надгусеничных ниш крепились крылья, состоявшие из четырех сегментов. Крылья полностью перекрывали по ширине боевые гусеницы. Совершенно новые "Тигры" имели еще и резиновые бортовые экраны, закрепленные на крыльях. Скорее всего эти экраны или быстро терялись, или снимались экипажами - снимков с фронта, на которых можно было обнаружить "Тигр" с бортовыми экранами, известно совсем немного.

В передней части корпусов раннего выпуска монтировалось две щелевых фары Бош. Сначала фары устанавливались на крыше корпуса, по углам в ее передней части. Позже в этих местах стали монтировать пусковые устройства для S-мин, а кронштейны фар перенесли на лобовой бронелист корпуса. Фары часто и быстро повреждались осколками снарядов, пулями, а также при преодолении танком искусственных и естественных препятствий. С середины 1943 г. на танки ставили только одну фару - на крыше отделения управления по центру корпуса под стволом орудия. Точно так же фары ставились на более поздних танках Pz.Kpfw. VI Ausf. В Tiger II. Тем не менее, существует масса снимков, на которых запечатлены танки "Тигр", вообще не имеющие фар.


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz